ПУТЬ 

К ЕДИНСТВУ

БОРИС АКБАШЕВ

ПРЕЗИДЕНТ

МЕЖДУНАРОДНОЙ

ЧЕРКЕССКОЙ

АССОЦИАЦИИ

Мы на пороге третьего тысячелетия

 

 

  

 
 

 Это время подведения итогов исторического прошлого и выбора пути в будущее. Но чтобы сколько-нибудь зримо высветить образ предстоящего будущего, необходимо глубоко осмыслить суть пройденного, а так же основные тенденции и направление развития текущих реалий. 
Оглядываясь на прошлое, нельзя не заметить, что история не всегда была благосклонна к черкесскому (абхазо-адыгскому) народу. Особенно трагическими оказались последние столетия, когда нашему народу пришлось испытать все превратности судьбы - и геноцид, и изгнание со своей исторической Родины, и жизнь на чужбине, и многое другое. Вследствие колониальной политики, проводившейся в 19 веке различными державами на Кавказе, черкесский народ оказался сегодня в состоянии рассеянной нации - лишь менее 20% от общей численности нашего народа сохранилось на своей родине. 
Историческое прошлое может во многом предопределить социальный облик ожидаемого будущего, но будущая наша судьба однозначно еще не предрешена, и мы можем и должны принять участие в ее формировании. Но для этого нам необходимо глубоко осознать, кто мы есть на самом деле, понять мир, в котором мы живем, ясно представить себе, в каком обществе мы предпочитаем жить, и как его можно создать. Наступило такое время, которое властно велит нам осознать себя в контексте разворачивающихся вокруг нас исторических событий и социальных процессов, найти свое место в мире и свой путь в будущее. Было бы наивно думать, что кто-то другой или какая-то неведомая сила сделает за нас то, что должны сделать для себя мы сами. 
При сложившейся исторической ситуации мы можем рассчитывать на перспективу - на социокультурное выживание, в том только случае, если духовно самоопределимся. События разворачиваются таким образом, что в будущем черкесский народ может обрести себя на жизнь либо в качестве инертного материала истории, либо же - в качестве одного из ее субъектов. Если мы сами себя не определим, то нас определят другие, как это произошло с нами в прошлом веке. Становится все более очевидным то, что политика, проводящаяся и сегодня на Кавказе, далеко не всегда учитывает наши национальные интересы. Наше негативное отношение к этой политике, зачастую, проявляется лишь на эмоциональном уровне и не доводится до уровня наших национальных интересов в рамках этой политики. Именно решение этой задачи - задачи определения наших национальных интересов - поставлено перед нами самой историей. Сохранить себя как отдельный народ, без четко осознаваемых национальных интересов, без объединяющей нас общенациональной идеи сегодня не просто. Ведь наш народ продолжает оставаться рассеянным и живет в условиях, когда целостность и органическое единство его социокультурной системы основательно разрушены. Более 80% черкесского народа вынуждено проживать сегодня в более чем 40 странах мира и обречено на потерю своей национальной идентичности. Даже на своей исторической Родине в рамках одной и той же государственной системы, черкесский народ остается разделенным на разные автономные национально-государственные формирования, а Абхазия, которой уже дважды в течение текущего столетия пришлось силой отстаивать свою государственную независимость от Грузии, продолжает находиться в изоляции не только от мирового сообщества, но и от единокровного адыгского народа. 
История разрушила традиционный уклад черкесского общества, его духовные устои на составляющие структурные элементы и разбросала их по всему свету. Теперь же нам приходится находится в разделенном виде в составе различных социально-политических систем, государственных образований, предписывающих нам выполнение чуждых нашему менталитету функций. При такой территориальной и социально-политической разделённости этноса, в какой мы сегодня находимся, неизбежно наступает нарушение непрерывной преемственности закона социального наследования, что ведет к исчезновению данного этноса. Такая разобщенность народа ведет к размыванию основ его духовной жизни, к потери им своей культуры, ментальности и других качественных характеристик. Все это неимоверно осложняет решение стоящей перед нами поистине судьбоносной задачи - задачи сохранения нашего социального бытия. 
Решение такой задачи предполагает не только осознание нами своего реального социально-политического состояния, но и формирование адекватного понимания его со стороны мировой общественности. Такое направление в нашей работе тем более важно, поскольку мировое сообщество, несмотря на очевидные и неопровержимые исторические факты, еще не признала акта геноцида и насильственного изгнания черкесского народа и не дало ему политико-правовой оценки. Поэтому нам следует добиваться от мирового сообщества принятия специальных усилий, направленных на морально-политическую реабилитацию нашего народа и защиту его права на национальное возрождение. Восстановление дееспособности нашего национального организма требует от нас тщательно продуманных и взвешенных действий, адекватных текущим культурно-историческим реалиям. Теперь, после тех деформаций, которым мы подверглись, по силе исторической инерции без наших целенаправленных и энергичных усилий черкесский мир не восстановится. 
Именно этой идее - идее культурно-исторического возрождения черкесского народа и служит Международная Черкесская Ассоциация, создание которой стало возможным благодаря тем историческим переменам, которые ныне происходят в мире, и стремлению нашего народа к восстановлению своего духовного единства. Выражая и претворяя в жизнь эту волю народа, его элитные представители собрались со всего мира в мае 1991 г. в г. Нальчике с тем, чтобы положить начало возрождению своего социокультурного единства. Так родилась МЧА, программные цели которой соответствуют общепризнанным в мировом сообществе международным правовым нормам и отвечают интересам народов Кавказа и России в целом. Национальное возрождение черкесского народа не может и не должно ущемлять права и свободы других граждан и народов. Создание такой общественной организации, призванной по крупицам собирать и концентрировать культурный и интеллектуальной потенциал рассеянной нации, явилось важной вехой и событием в жизни нашего народа. 
Сегодня важно, чтобы идея культурно-исторического возрождения черкесского народа и восстановления его духовного единства стала нравственным императивом каждого из нас. Только тогда эта идея может стать тенденцией в жизни нации. Очевидно, что без осознанного и заинтересованного участия широких слоев черкесской общественности, в первую очередь, интеллектуальной элиты народа, в процессе самовозрождения, мы свою национальную самобытность не сохраним. Вот почему столь важны сегодня для нас разработка и проведение мер, направленных на укрепление позиции и силы нашей национальной культуры, образа жизни, на развитие языка и наращивание интеллектуального потенциала черкесского народа. 
Мы осознаем, что невозможно историю повернуть вспять, перекроить сегодня границы, вернуть всех черкесов на историческую родину, создать единую государственность. Но мы обязаны использовать все современные коммуникации для духовно-этнического объединения всех черкесов, независимо от страны проживания, создать единую информационную сеть, добиться права для беспрепятственного возвращения тех, кто желает вернуться на свою историческую родину, сохранить свой язык и перейти на единый алфавит для ее развития, пропагандировать изучение родного языка во всех странах компактного проживания черкесов, обучать детей по адыго-абхазскому этикету и по единым учебникам истории. Отсутствие единого, объективно написанного учебника истории нашего народа затрудняет осознание последующими поколениями: кто мы, откуда и куда идем. 
Задачам духовного возрождения нашего народа призван служить журнал "Черкесский мир", издание которого начинает МЧА. Выход в свет первого номера журнала должен стать явлением в духовной жизни нашего народа. Журнал будет таковым, и выполнит возлагаемые на него ответственные задачи, если вокруг него соберутся лучшие наши интеллектуальные силы, и на его страницах будут осмысливаться наболевшие проблемы нашего национального бытия. Он может и должен аккумулировать в себе интеллектуальный потенциал черкесского народа и служить возрождению его духовного единства. 
Нет надобности доказывать здесь, сколь непрост и тернист предстоящий нам путь в будущее. Но, несмотря на все трудности, мы верим в возможность восстановления черкесского культурно-исторического мира - история предоставила нам такой шанс, и мы должны им воспользоваться. Другого такого случая может и не быть.

 

 

Возврат к содержанию